В России стартовал пилотный проект по оборудованию транспорта онлайн-тахографами. Автобус сам сообщит о нарушении водителем правил дорожного движения или режима труда и отдыха. Причем произойдет это в режиме онлайн. Предоставленной информации будет достаточно контролирующим органам для того, чтобы выписать штраф.
Сегодня в России насчитывается более 4 миллионов грузовиков массой более 3,5 тонны и автобусов с числом мест более 8. При этом ежегодно происходит порядка 16-17 тысяч ДТП с участием этого транспорта.
В них погибает более 2 тысяч человек. Основная причина таких ДТП — снижение уровня дисциплины перевозчиков и водителей. По экспертным данным, около 20 процентов аварий происходит по причине усталости водителя.
Чтобы сократить такие аварии, грузовики и автобусы оборудуют тахографами, которые следят за соблюдением режима труда и отдыха. Они же фиксируют соблюдение скоростного режима, а также маршрута движения.
Однако традиционные тахографы возможно проверить, только остановив автобус или грузовик. Останавливать все эти машин подряд — нереально. При выборочной проверке можно только догадываться, сколько нарушителей проехало мимо контроля. Поэтому ставится задача организовать гарантированный контроль каждой машины, участвующей в перевозках грузов или пассажиров.
В Европе активно развиваются смарт-тахографы. Они уже имеют обратную связь, и при проезде контрольного пункта, если что-то было нарушено, они посредством технологии DSRC передают сигнал. Это уже повод остановить машину и проверить запись.
DSRC используется для считывания данных с транспондера, но не позволяет передавать большой пакет информации. Хотя смарт-тахографы нового поколения уже передают не только сигнал о том, что где-то было нарушение, но и полную информацию об этом нарушении.
Онлайн-тахограф — это полностью отечественная разработка. Он оснащен модулем автоматической передачи информации о зафиксированных нарушениях по мобильной связи. Это позволяет в режиме реального времени осуществлять передачу контролерам данных о нарушениях водителями времени управления транспортным средством и отдыха, а также ограничений скорости и маршрута движения.
При этом передающиеся тахографом данные — юридически значимые. Это обеспечивается электронной подписью, используемой блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации) тахографа. Тахограф, по сути, подписывается под передаваемой информацией. Такого не обеспечивают смарт-тахографы. Тут мы значительно опередили иностранных производителей.
В качестве пилотного проекта онлайн-тахографами оснастят 500 автобусов в разных регионах. На них обкатают взаимодействие этих устройств с автоматизированной информационной системой «Тахографический контроль», а также получение информации контролирующими органами.
Когда такими тахографами будут оборудованы все автомобили перевозчиков, это позволит не только создать цифровой контроль, но и повысить эффективность перевозок, улучшить транспортную логистику, а также обеспечит развитие транспортной инфраструктуры и придорожного сервиса.
Фото: drive2.com, pexels.com