6 ноября 2023 года исполнилось 93 года с момента пуска столичного предприятия, которое сегодня вновь выпускает легковые автомобили под маркой «Москвич».
Предприятие, которое сегодня носит название «Москвич», было основано 2 сентября 1927 года. В этот день вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР о строительстве автомобильного завода в Москве, и уже 6 ноября 1930 года предприятие, расположенное на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (сегодня Волгоградский проспект), начало свою деятельность.
Первыми продуктами завода стали легковые автомобили «Ford A» и грузовики «Ford АА», собранные из американских комплектующих. Эти автомобили оказались самыми неприхотливыми, простыми в эксплуатации и дешевыми в массовом производстве.
В 1932-м автозавод начал производить грузовые автомобили «ГАЗ-АА» из деталей, поставлявшихся Горьковским автозаводом. Производимые КИМ модели составили основу автопарка страны.
А после войны, в 1947-м, начался серийный выпуск легковых малолитражных автомобилей «Москвич-400». С 1968 по 1992 год предприятие официально именовалось «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК).
С мая 2022 года завод «Москвич» перешел в собственность правительства Москвы, которое контролирует его через через ООО «Центр развития технологий» и АО «Особая экономическая зона «Зеленоград».
За первое полугодие 2023 года завод «Москвич» выпустил более 11 000 автомобилей. Планировалось, что к концу года объём производства достигнет 50 000 автомобилей, включая 20 000 электромобилей.
В 2024 году планируется удвоить эти показатели, а также запустить полный цикл производства кузовов, включая сварку и окраску.
Завод выпускает кроссоверы «Москвич 3» и «Москвич 3e», а также лифтбэк «Москвич 6».
Интересные факты:
Спроектированный конструкторами МЗМА опытный «Москвич-444» из-за загруженности столичного предприятия встал на конвейер автозавода «Коммунар» в г.Запорожье Украинской ССР под маркой ЗАЗ-965. Легендарный «Горбатый»!
Команда советского внешнеторгового объединения «Автоэкспорт» на четырех «Москвичах-412» заняла четвертое место в командном зачете на ралли-марафоне Лондон-Сидней 1968 года.
Перед стартом гонки Жак Пок, французский импортер советских автомобилей, пообещал наполнить багажник дорогим коньяком, если хоть один «Москвич» доберется до финиша. Слово француз не сдержал.
Модели МЗМА, АЗЛК стали героями таких популярных фильмов, как «Бриллиантовая рука» (1968), «Гонщики» (1972), «Приключения итальянцев в России» (1973), «Москва слезам не верит» (1979).
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте находился в здании (снесено в 2022 году), напоминающем летающую тарелку.
Источник: autonews
Фото: Максим Мишин, пресс-служба мэра и правительства Москвы