Разработчики комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД говорят, что камеры можно обучить распознавать любые события. В том числе и нарушения, на которые инспекторы ГИБДД время от времени закрывали глаза — вроде непристёгнутых ремней безопасности у… задних пассажиров. Журнал «Авто.ру» рассказал, что российские комплексы фиксации нарушений умеют прямо сейчас и каким ещё навыкам их обучат в ближайшее время.
Непристёгнутый ремень у пассажиров
Недавно столичные камеры начали фиксировать непристёгнутые ремни у водителей. На основе сделанных этими камерами фотографий в ГИБДД уже оформляют штрафы в размере 1000 рублей.
Однако, согласно российским ПДД, пристёгнутыми должны быть все находящиеся в машине люди, а не только водитель.
Поэтому, если автомобиль с игнорирующими правила пассажирами остановит инспектор ГИБДД, то каждому нарушителю придётся заплатить по 500 рублей (ст. 12.29 КоАП).
В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) рассказали Журналу Авто.ру, что камеры уже прекрасно видят не только непристёгнутого водителя, но и пассажиров на передних местах.
Это подтверждают снимки, которые получают нарушители вместе со штрафами. Камеры с таким функционалом фиксируют внимание на реперных точках в салоне автомобиля. В ЦОДД подтвердили, что теоретически устройство можно настроить на распознавание и пассажира-нарушителя.
Более того, нейросеть уже наверняка собирает фотографии пассажиров с ремнями и без них —для анализа.
Однако волноваться по поводу нового штрафа пока не стоит: для начала нужно натренировать технологию на водителях и исключить спорные ситуации, которые всё ещё возникают.
Чтобы не вторгаться в частную жизнь водителей, изображения их лиц, а также лиц их спутников в ЦОДД размывают. Кого и когда возит водитель — его личное дело.
Перевозка детей без автокресла
Раз камера может легко заглядывать в салон, то нейросеть по полученным снимкам сумеет понять, есть ли в машине ребёнок и как его перевозят — в детском кресле или нет. Сейчас за нарушение требований перевозки детей в России действует штраф в размере 3000 рублей.
Ребёнок до 7 лет может ехать в автокресле как на переднем, так и на заднем сиденье. До года малыша можно возить только спиной по ходу движения, а старше — только лицом. На переднем сиденье ребенок от 7 до 12 лет может ехать только в автокресле.
Теоретически нейросеть прямо сейчас способна проанализировать соблюдение правил при перевозке детей. И для ГИБДД аварии с машинами, в которых есть дети, — особенно болезненная тема. Поэтому эксперты считают, что рано или поздно камеры начнут выявлять и это нарушение.
Опасное вождение
Езда задним ходом против движения, перекрытие дороги ради модного тиктока, «шашечки», «подрезания» и игра в «учителя» с оттормаживаниями — всё это признаки опасного вождения, за которое водителей уже несколько лет собираются начать штрафовать отдельно.
Эксперты даже определили размер штрафа — 5000 рублей. А вот разработчики проекта нового КоАП такое предложение пока только оценивают. Вполне вероятно, что с появлением нового штрафа выявлением таких нарушителей займутся именно камеры!
При этом фиксировать и направлять сигналы в ЦОДД или на посты ГИБДД о подозрительном поведении автомобилистов камеры умеют уже сейчас.
Более того, в ГИБДД Москвы корреспонденту журнала Авто.ру рассказали о запуске спецподразделения, сотрудники которого могут принимать сигналы с дорожных комплексов о значительных превышениях скорости, чтобы лично останавливать нарушителей.
Речь идёт не о рядовом превышении на 25 км/ч, которое водители могут допустить случайно, а о более серьёзных — от 50 км/ч и больше.
Такой способ оповещения придумали для того, чтобы лишать лихачей водительских прав, ведь при автоматической фиксации нарушители отделываются только денежными штрафами.
Однако о широком применении такой системы говорить пока рано. Инспекторов ГИБДД, скорее всего, просто не хватит, чтобы срываться в погоню по каждому сигналу.
Отсутствие полиса ОСАГО
Штрафы за езду без полиса ОСАГО — одно из ближайших нововведений, которым пополнится функционал камер. Устройства будут считывать госномера и обращаться к объединённой базе данных ГИБДД и Российского союза автостраховщиков (РСА). Если окажется, что водитель едет без полиса, владелец машины получит штраф 800 рублей.
Выписывать его будут не чаще чем раз в сутки. Зато оштрафовать могут и тех водителей, которые купили поддельный полис у мошенников. Правда, штраф в этом случае можно назвать даже «полезным»: о том, что полис недействительный, водитель узнает заранее, а не после ДТП, ущерб от которого ему пришлось бы возмещать самостоятельно.
Ввести штрафы с камер за езду без ОСАГО власти пытаются уже несколько лет и даже протестировали эту систему в Москве в 2019 году. Тогда всего за три месяца камеры зафиксировали более 700 тысяч нарушений.
Более 5000 автомобилистов получили письменные предупреждения. Однако из-за технических проблем база остаётся слишком «грязной» и есть риск отправить «письмо счастья» водителю с действительным полисом, что грозит шквалом критики и жалоб от автомобилистов.
Поэтому нововведение пока дорабатывают и, соответственно, откладывают. Когда оно заработает в полную силу — ещё неизвестно.
Езда без техосмотра
Не прошедшие официальный техосмотр водители начнут получать за это штрафы с камер примерно через год — с 1 марта 2022 года. Наказывать будут на 2000 рублей раз в сутки — по аналогии с полисом ОСАГО.
Чтобы проверить, есть ли у автовладельца действующая диагностическая карта, после фиксации госномера интеллектуальная система будет обращаться к электронной базе ГИБДД и проверять, проходил ли автомобиль техосмотр и не аннулирована ли диагностическая карта.
Заработает система в реальности или нет — будет зависеть от первых результатов реформы техосмотра и качества базы с данными диагностических карт. Которая недавно переехала с 1 марта на 1 октября.
Неработающие фары
Уже сейчас в Московской области эксперты вместе с ГИБДД тестируют систему распознавания включенных или выключенных фар. Об этом рассказали в ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО».
Такое нарушение подпадает под ст. 12.5.1 КоАП — управление транспортным средством при наличии неисправностей. Штраф за него — 500 рублей.
Пока неизвестно, будут ли водители получать с камер штрафы за такое нарушение, и если да, то как часто. Но даже если таких автовладельцев начнут просто предупреждать — уже неплохо, так как неработающие и выключенные фары, особенно в ночное время, создают угрозу безопасности для окружающих.
Тип кузова и модель автомобиля
Камеры обучают определять тип кузова, марку и даже модели транспортных средств. Об этом рассказал Сергей Кусов, эксперт компании «Технологии распознавания», которая специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения.
По его словам, камеры уже распознают, легковой перед ними автомобиль или, к примеру, грузовик. В дальнейшем эта технология будет развиваться.
Как планируют использовать новые возможности городские власти и ГИБДД, пока можно только предполагать. Так, камеры смогут помогать в розыске угнанных автомобилей, у которых снимают госномера при перегоне в другой регион. Или автоматически фиксировать грузовые автомобили, заехавшие под запрещающий знак.
Мусор и скандалы
Научить камеру «видеть» и «узнавать» большинство предметов на дороге — важная часть подготовки к переходу на беспилотный транспорт. Так считают производители и операторы дорожных камер.
В системе «умных» дорог камера станет играть роль визуального детектора, который будет сообщать движущимся автомобилям ситуацию на ближайшем отрезке дороги, а обслуживающим дороги организациям — об обстановке на них.
Решения, использующие технологию распознавания инцидентов и внештатных ситуаций, уже начали внедрять в России. Система «инцидент-менеджмент» отечественной разработки позволяет фиксировать более 35 типов нештатных ситуаций с точностью 95 процентов.
По словам представителей «ОКА», нейросеть анализирует видеопоток с камер и с высокой точностью определяет практически любые действия: от драки на дороге до опасного предмета на проезжей части. Возможно, скоро и в России появятся знаки, предупреждающие о штрафах за выброшенный из окна мусор?
Источник: mag.auto.ru