Уже до конца 2020 года в России может закрыться до 30% АЗС. Причина — ужесточение техтребований: с 1 октября вступает в силу новый национальный стандарт (ГОСТ Р 58927-2020), согласно которому топливораздаточные колонки (ТРК) необходимо оснащать программным обеспечением, отслеживающим недолив топлива.
По данным Российского топливного союза (РТС), пока ни одна АЗС в России не установила соответствующее ПО.
Главное требование касается точности отпуска топлива. Ранее этот показатель был равен 0,5 мл на литр (из них 0,25 мл на литр с учетом температур). С 1 октября он составит 0,25 мл на литр без учета температур. Без нового оборудования АЗС не смогут соответствовать таким требованиям.
Еще одна проблема связана с тем, что владельцам частных АЗС это оборудование будет не по карману — так сказали в Независимом топливном союзе (НТС).
Вице-президент НТС Дмитрий Гусев рассказал, что рекомендательный характер ГОСТа не избавит от ответственности, так как сегодня в рамках действующего КоАП для АЗС за нарушение точности отпуска топлива предусмотрены штрафы — от 50 до 100 тысяч рублей для юридических лиц. При этом Росстандарт рассматривает возможность значительно их увеличить, подняв до 1% от годовой выручки.
По данным Дмитрия Гусева, в России из 23 тысяч АЗС большая часть (около 60%) — независимые.
«По нашим данным, производители не смогут обеспечить достаточное количество оборудования. В итоге предприниматели окажутся в ситуации, когда неясно, где его брать и сколько на это есть времени. При этом периодически ужесточаются штрафы для АЗС. В этой ситуации есть риски, что треть российских заправок уже в 2020 году закроется», — отметили в НТС.
«Для соответствия новому ГОСТу на АЗС необходимо будет поменять все ТРК. При стоимости одной колонки на четыре вида топлива от 500 тысяч до 1,5 млн рублей (а на АЗС их стоит от четырех до восьми штук) это удовольствие вместе с оплатой работы может обойтись в 4–12 млн рублей», — сказал генеральный директор ООО «ЭдАн Инжиниринг», владелец торговой марки оборудования для АЗС «НАРА» Эдуард Анимаев.
Но не все настроены столь пессимистично. По словам старшего аналитика ИАЦ «Альпари» Анны Бодровой, ТРК на четыре вида топлива до нового провала рубля стоила в среднем от 180 до 200 тысяч рублей. Обновление одного рукава ТРК обойдется от 3 до 7 тысяч. Импортные колонки с полной комплектацией если и будут закупаться, то не ранее следующего года.