Купить в СССР личный автомобиль — тот еще квест. Советы отправляли на Запад продукцию автопрома пачками, ведь это был отличный источник валюты, а на внутренний рынок продукция того же ВАЗа поступала по остаточному принципу. Да и ассортиментом плановая экономика не блистала. И пока одни мечтали о кабриолетах и гран-туризмо, другие воплощали мечту в реальность, собирая кузов из старых противней, сваривая раму в сарае или вообще на балконе, выискивая по помойкам и знакомым нужные детали. И знаете, нередко у кулибиных получались потрясающие творения.
Нет круче автомобиля-самоделки, чем легендарная «Панголина», ставшая символом советского движения «самавто». Ее собрал в 1980 году штатный электрик Дворца пионеров Александр Кулыгин из Ухты, который уже через пару лет после презентации своей самоделки получил приглашение в команду штатных дизайнеров АЗЛК.
«Панголина» была построена по самой популярной для «самавто» схеме: пространственная рама, стеклопластиковый кузов, «жигулевские» узлы и агрегаты. Получился не просто футуристичный концепт, а вполне себе быстрый по советским меркам и чертовски красивый автомобиль.
Среднемоторная компоновка, минимальный дорожный просвет, низкопрофильные шины, и самодельные (!) алюминиевые диски — неплохие ингредиенты современного спорткара, но вы помните, что мы говорим про 1980-е и СССР?!
Да, что касается мотора, то тут все было банально. На «Панголине» стоял унылый «жигулевский» двигатель мощностью всего 62 л.с., и Кулыгин не стал его дорабатывать, разве что выхлопную систему сделал раздвоенной для лучшего антуража.
Увы, с одной стороны движение «самавто» подпирали законодательные ограничения по удельной мощности самоделок, с другой — действительно резвых движков в Советах попросту не было! Тем не менее, легкий стеклопластиковый кузов и обтекаемый силуэт в стиле Lamborghini позволяли разгоняться кулыгинскому гран-туризмо до внушительных 180 км/ч.
«Панголина» была будто из параллельной вселенной и завораживала целым рядом фишек, достойных именитого концепт-кара. Главная — открывающийся гидроприводом колпак крыши вместо унылых дверей.
На него Кулыгин установил лобовое стекло от РАФ-2203 и стеклоочиститель от «Икаруса». Решение зрелищное, хоть и не лишено недостатков. Нередко Кулыгина приходилось в прямом смысле выкорчевывать из «Панголины» — клинило гидравлику. Да и безопасность хромала: в случае опрокидывания автомобиля пассажиры окажутся взаперти. Плевать, зато смотрится круто!
Изначально на автомобиле не было вообще зеркал заднего вида, вместо них на крыше стоял перископ с панорамным обзором. Фар тоже не было, в темное время суток из центра капота выезжала «люстра» с четырьмя лампами.
Впоследствие Кулыгину пришлось установить и боковые зеркала, и обычные фары — техтребования никто не отменял, а без госномеров Кулыгин не мог передвигаться по дорогам общего пользования и выезжать за кордон.
После доработок и уже с госномерами «Панголина» приняла участие в нескольких автопробегах, а на пике славы участвовала в международной выставке «Expo-85», которая проходила в Болгарии.
Она даже засветилась в фильме «Семь стихий», снятом по мотивам одноименного фантастического романа Владимира Щербакова. К слову, это был первый советский фильм, выпущенный в квадрофоническом звучании — тоже прорыв, хоть и сам фильм так себе.
И вроде международная слава с работой в перспективном на тот момент АЗЛК должны были сделать Кулыгина счастливым, но нет. На московском автопредприятии его явно недооценивали, а коллеги смотрели косо:
«Какой-то там самоучка построил с пионерами машину в затрапезном ДК и сразу в начальники, а мы с дипломами и в подчиненных», — судачили за спиной у Кулыгина.
В 1986 году он плюнул на карьеру и уволился из АЗЛК, а чуть позже переехал в Штаты и осел в Нью-Йорке. В 2004 году Кулыгин погиб автокатастрофе.
«Панголина» жива и ныне, правда, потрепанная жизнью находится в плачевном состоянии. В 1990-е ее приобрел один неизвестный бизнесмен, который угодил на машине в ДТП, а затем изуродовал ее до неузнаваемости «колхозным» тюнингом.
Машину перекрасили, побитую в результате того ДТП уникальную крышу восстанавливать не стали, а попросту отрезали. Салон полностью переклеили кожзамом, а в багажник установили сабвуфер…
Варварски перекроенная «Панголина» попала сначала в музей журнала «Авто-Ревю», а потом все в таком же плачевном состоянии перекочевала в музей на Рогожском валу, где легенда «самавто» стоит и по сей день.
Источник: popmech.ru