Российские мотоциклы из первой пятерки по объему продаж увеличили долю на рынке с 17,2 до 22,8% в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го.
Всего за январь — июнь 2020 года россияне приобрели 8504 мотоцикла. Это на 10,4% больше, чем годом ранее. Но если в первом квартале рынок вырос к показателям прошлого года вдвое, то во втором — снизился на 3 процента. Сказались пандемия и введенные ограничения. Провальным был апрель, продажи тогда упали на треть.
Более 40% рынка занимает тройка брендов-лидеров. Первое место по объемам занимает немецкий BMW. С января по июнь было продано 1293 мотоцикла этой марки, однако к показателям прошлого года продажи снизились на 14,8%. Зато продажи российского мотоцикла Racer выросли на 34,5%, марка вплотную приблизилась к лидеру.
За полгода россияне приобрели 1284 таких мотоцикла. На третьем месте — индийский Bajaj. Всего было продано 1006 мотоциклов этой марки, на 28,8% больше, чем в прошлом году.Российские заводы успешно вывели на рынок мотоциклы бюджетных марок: Racer по объемам продаж уже вплотную подобрался к BMW
Отечественные мотоциклы привлекают потребителей ценой на фоне кризиса, вызванного пандемией, считает руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов. Цены на Racer в зависимости от модели колеблются в среднем от 40 до 150 тысяч рублей, тогда как BMW стоит в разы дороже.
Сейчас Racer занимает на рынке долю в 15,1% против 12,4% годом ранее. Кстати, продажи мотоциклов еще одной российской марки, Motolend, которая по объемам вышла на пятое место, за полугодие выросли на 78%. Доля на рынке этой марки увеличилась с 4,8 до 7,7%.
В России развитое мотосообщество, которое включает свыше 2 млн человек. При этом сам рынок мотоциклов весьма ограничен. В СССР мотоцикл был распространенным средством передвижения.
Ситуация поменялась после того, как практически все отечественные заводы, выпускающие мотоциклы, прекратили свою деятельность и на рынке не осталось массовых отечественных моделей, говорит автоэксперт Игорь Моржаретто.
В итоге мотоциклы в России стали, скорее, предметом развлечения для состоятельных людей и часто используются как второе или третье транспортное средство в семье. «Как правило, человек уже имеет автомобиль, а мотоцикл покупает для развлечений летом в выходные дни», — отмечает он.
Потому, например, мотоциклов BMW за 15-20 тысяч долларов в России продается больше, чем китайских марок за тысячу долларов, поясняет эксперт.18,8 тысячи подержанных мотоциклов приобрели россияне за первые четыре месяца 2020 года.
Несмотря на то что приверженцы мотоциклов демонстрируют постоянство в своих пристрастиях, рассчитывать на дальнейший рост продаж не приходится.
«Сейчас спрос очевидно растет на фоне карантина, когда были закрыты салоны, люди хотели купить мотоцикл и не могли этого сделать. В мае — июне покупали мотоциклы, чтобы ездить летом», — говорит эксперт.
После кризиса обычно продажи растут, а затем рынок возвращается на естественный уровень относительно доходов, говорит Шкуматов. Кстати, в деньгах рынок сократился на 5-10% к прошлому году. При этом продаж мотоциклов в штуках явно может быть больше, заключает эксперт.
Сейчас ситуация меняется. Российские заводы успешно вывели на рынок мотоциклы бюджетных марок. В дорогом сегменте отечественные мотоциклы будут конкурировать с зарубежными марками после 2022 года.
К этому времени на рынке появятся мотоциклы Aurus. Как ранее заявлял глава минпромторга Денис Мантуров, наладить их выпуск можно за два года. По его словам, этот мотоцикл будет полностью электрическим.
Фото: news.motonews.ru