Исследователи («ТИАР-Центр» по заказу компании OSRAM) отметили, что процент контрафактных автокомпонентов сопоставим с уровнем распространения контрафакта в России в целом, который достигает 30%.
Доля товаров, на которые незаконно нанесены защищенные товарные знаки, составляет около 11% всех подделок. Большинство контрафактных запчастей имеет маркировку, схожую с товарными знаками известных фирм, — это 2/3 всего объема контрафактной продукции.
Чаще всего подделывают расходники — фильтры, комплектующие тормозных систем, ремни и цепи, детали подвески, а также лампы. У некоторых расходников доля контрафакта достигает 45%, а чаще всего подделываются детали средней и низкой ценовых категорий.
Как правило, контрафактная продукция на 30–50% дешевле оригинала. Но популярность подделок обусловлена не только стоимостью, но и лояльным отношением автомобилистов к ним.
Исследование OSRAM не осталось без последствий. На его основе предложено два блока мер для борьбы с контрафактными автокомпонентами. Первый предполагает создать категорию «автомобильных комплектующих с высоким значением для безопасности дорожного движения», ввести упрощенную процедуру уничтожения контрафакта.
Второй блок мер предлагает заняться выявлением и закрытием лабораторий, продающих сертификаты соответствия, наладить взаимодействие между таможенными органами стран ЕАЭС, что подразумевает использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, и привлечение Роспотребнадзора к борьбе с контрафактными автокомпонентами.
Фото: drive2.ru