Тридцать первого октября ушёл из жизни британский актёр Шон Коннери — первый и самый любимый исполнитель роли Джеймса Бонда. Импозантный шотландец ассоциируется у всех в первую очередь с элегантным Aston Martin DB5, хотя на протяжении бондианы его агент 007 успел поездить на добром десятке спорткаров — и не всегда английских.
В реальной жизни он не был сумасшедшим автомобильным энтузиастом — как, скажем, голливудские звёзды Стив Маккуин или Пол Ньюман. И всё же во вкусе к интересным и быстрым автомобилям ему не откажешь.
1959 год
Шон Коннери демонстрирует изумлённым зрителям первые беспилотные технологии. (Конечно, мы пошутили. Здесь ещё толком не известного актёра сфотографировали в Дисней-ленде вместе с Джанет Манро — партнёршей по приключенческому фильму Darby O’Gill and the Little People)
1962 год, Dr. No: Sunbeam Alpine
После этого фильма сын водителя грузовика Шон Коннери — начинающий актёр, игравший второстепенные роли бандитов — превратился в настоящую звезду. Первый фильм «Бондианы» снимался на очень скромный бюджет (менее одного миллиона долларов), так что здесь никаких люксовых автомобилей: мистер Бонд ездит на родстере Alpine забытой ныне фирмы Sunbeam.
1962 год, Dr. No: Sunbeam Alpine
Посмотрите обязательную для «Бондианы» погоню: улыбнётесь кургузому автомобильчику с 80-сильным мотором 1.6 и уровню спецэффектов — крупные планы с лицом Коннери сняты с проекцией движущегося фона, а машины на грунтовке вовсю скрипят шинами (незачёт звукорежиссёру! Впрочем, не будем к нему строги — ради экономии на фильм наняли лишь одного, хотя два это норма)
1963 год, From Russia with Love: Bentley 4¼ Litre
Кажется, ко второму фильму героя Коннери повысили в звании: в качестве бондовской машины в кино мелькает аж целый Bentley (шутка — просто бюджет фильма удвоили). Правда, автомобиль старый: это Bentley 4¼ Litre 1938 года с открытым кузовом британского ателье Vanden Plas.
Что ж, понимаем: возможности контрразведки не безграничны — экономическая ситуация в Англии шестидесятых была не блестящая. На фото рабочий момент съёмок: в кадре машина целиком так и не появилась.
1963 год, From Russia with Love: Bentley 4¼ Litre
Из шпионских прибамбасов в Bentley был только радиотелефон: впрочем, для шестьдесят третьего года и это было впечатляюще! А единственная погоня в фильме обходится и вовсе без автомобилей — потому что идёт на море.
Кстати, стоит пояснить, что автор романов про агента 007 Ян Флеминг изображал Бонда большим любителем Bentley, но в фильмах они появлялись лишь эпизодически.
1964 год, Goldfinger: Aston Martin DB5
К третьему фильму Бондианы герой Коннери приобретает канонический образ, меняя Bentley на Aston Martin. И если в одноимённом романе 1959 года Ян Флеминг пересаживает шпиона на Aston Martin DB Mark III, то в кино специалист по оружию Q выдаёт агенту 007 новейший Aston Martin DB5.
1964 год, Goldfinger: Aston Martin DB5
Сражаться с подручными злодея Гольдфингера помогают лезвия в колесных дисках, пулемёты в передних крыльях, распылитель масла сзади и бронестенка в багажнике. От головореза на пассажирском кресле Бонд избавляется при помощи катапульты в сидении (кнопка активации была спрятана в ручке коробки передач).
А для конспирации на машине был предусмотрен механизм быстрой смены номерных знаков. Кстати, в книжке шпионских наворотов почти не было — только усиленные бамперы и тайник для пистолета.
Кажется, Aston Martin занимает добрую половину экранного времени — то в погоне по живописному серпантину в Альпах, то удирая от целого взвода убийц-азиатов на Мерседесах.
1964 год: Porsche 356
Пришедший к международной славе Шон Коннери начинает получать хорошие гонорары: если за первый фильм бондианы он получил всего десять тысяч фунтов, то за второй уже 167 тысяч, и немного больше — за третий (а после судебных разбирательств вокруг роялти смог стрясти с киностудии целых 330 тысяч).
Где-то в 1964-м актёр покупает себе Porsche. Уж не знаем: скупость тому причиной или нечто иное, но Коннери приобрёл не новейший Porsche 911 с шестицилиндровым мотором, а четырёхцилиндровый Porsche 356 1959 года (на фото он за рулём на улице Эдинбурга).
1964 год, Woman of Straw: Jaguar XKE
Полузабытый детектив с Джиной Лоллобриджидой, в котором герой Коннери — племянник магната Чарльза Ричмонда — разъезжает на роскошном алом купе Jaguar E-Type 1962 года. Машина с номером шасси 860419 сохранилась до наших дней, находится в прекрасном состоянии и периодически участвует в выставках.
1965 год, Thunderball: снова Aston Martin DB5
Канонический Aston Martin DB5 появляется вновь в четвёртом фильме Бондианы, но там у него лишь эпизодическая роль: сперва герой Коннери избавляется от преследователей при помощи новой «примочки» — водомёта, сопла которого скрыты за задними фонарями.
Потом в ходе погони его пытаются убить (но всё заканчивается плохо для стрелка). На фотографии — съёмка сцены из Thunderball с Бондом, летающим на реактивном ранце.
1965 год, Thunderball: снова Aston Martin DB5
Кстати, в съёмках Goldfinger и Thunderball принимала участие одна и та же пара машин: один предсерийный прототип (номер шасси DP/2161/1) для ездовых съёмок — за рулём этой машины действительно сидел Коннери, и вторая машина (DB5/1486/R), на которой снимали в действии многочисленные шпионские гаджеты.
А уже после выхода на экраны «Голдфингера» киностудия для продвижения фильма заказала на фирме Aston Martin ещё пару машин с полным комплектом шпионских наворотов. Из этой четвёрки машин до нас дошло только три — первую угнали в 1997 году.
Между прочим, одну из рекламных машин в прошлом году продали с аукциона за 6,4 миллиона долларов. Кстати, много лет спустя после съёмок Шон Коннери купил себе аналогичный Aston Martin.
1967 год, You only live twice: Toyota 2000GT
По ходу Бондианы суперагент частенько ездил на машинах своих подружек. Действие пятого фильма происходило в Японии, а съёмки частично спонсировала Toyota, так что в «главной роли» оказался элегантный спорткар Toyota 2000GT, а злодеи ездили на чёрных седанах Toyota Crown.
Но… сесть за руль Шону Коннери так и не довелось — рулила девушка-агент японской разведки Аки (Акико Вакабаяси). Забавно, что актриса не умела водить, так что педалями и коробкой передач управлял каскадёр.
1967 год, You only live twice: Toyota 2000GT
Пара автомобилей, собранных для фильма — настоящие уникумы. Toyota 2000GT и сама по себе большая редкость — был собран всего 351 экземпляр, и все они имели кузов купе. Но специально по заказу киношников дизайнер Тоширо Окада нарисовал открытую версию, и два таких автомобиля изготовили в техцентре Toyopet в Цунасиме.
Причина прозаическая: рослый Коннери не помещался в низенькое купе, а киношникам было неудобно снимать сцены в автомобиле. Для экономии времени для машин даже не стали делать складной верх. До наших дней дошёл только один автомобиль, который сейчас находится в музее Toyota.
1967 год: Jensen CV8
Только закончив съёмки в очередной части бондианы, Коннери приобретает себе новый автомобиль. Вернее, вновь подержанный — в витрине автосалона Чарльза Фоллета в лондонском районе Мейфейр он приметил большое купе Jensen CV8 любимого тёмно-зелёного цвета.
В мае 1967 года актёр становится владельцем восьмицилиндрового купе, потратив на него солидные две тысячи фунтов (во всяком случае, столько просили в салоне).
1967 год: Jensen CV8
Спорткар с номером шасси 104/2158 до этого принадлежал медиамагнату Клайву Карру — руководителю таблоида News of the World. Шон Коннери проездил на Дженсене всего год, но за это время машина успела сняться в кино.
Документалка The Bowler and the Bunnet про верфи в Глазго стала первым и единственным режиссёрским опытом для Коннери (на фото — кадр из фильма). Сейчас машина отреставрирована и находится в частной коллекции любителя марки Jensen.
1960-е годы: Bentley S2 Saloon
Разумеется, точно судить о содержимом гаража Шона Коннери мы не можем. Но говорят, что в шестидесятые актёр приобрёл этот серо-стальной седан Bentley S2 1962 года.
1971 год, Diamonds are forever: Triumph Stag
После провала с Джорджем Лэзенби в роли Бонда на должность агента 007 вновь возвращают Шона Коннери. Суперагент расследует контрабанду бриллиантов, и в нескольких сценах мелькает за рулём открытого Triumph Stag горчичного цвета: например, на этом фото он колесит по улицам Амстердама. По сюжету автомобиль принадлежал контрабандисту Питеру Френксу, за которого выдаёт себя Бонд.
1971 год, Diamonds are forever: Ford Mustang Mach 1
Сюжет нового фильма «Бриллианты навсегда» балансирует на грани комедии абсурда, под стать и список техники, на которой передвигается Джеймс Бонд: тут и неторопливый трёхколёсный мотовездеход Honda ATC-90, и даже луноход!
Но главная «автомобильная» роль — конечно же, у алого масл-кара Ford Mustang Mach 1, который по сюжету принадлежит подружке Бонда, рыжей контрабандистке Тиффани Кейс. Появление Форда в сюжете объясняется просто — американский концерн финансировал съёмки фильма.
1971 год, Diamonds are forever: Ford Mustang Mach 1
Считается, что в фильме снимались три Мустанга: одинаковые внешне, но с разной «начинкой» — один с мощным cемилитровым двигателем, ещё один с мотором 5.8 и самый скромный — с пятилировым мотором.
Сценаристы придумали уморительно смешную погоню по улицам Лас-Вегаса, в которой Бонд одной левой дурит полицию, а под конец уходит от шерифа, протискиваясь на двух колёсах по узенькому проходу между домами (в этой же сцене скрыта милая пасхалка — машина въезжает одним боком, а выезжает другим).
В съёмках этого трюка участвовала наименее мощная из машин (а на фото в заднем стекле можно рассмотреть дугу безопасности). По всей видимости, до наших дней сохранились все три машины, хотя и не все в идеальной сохранности.
Признаем, единственным по-настоящему легендарным Мустангом в кино остается купе Стива Маккуина из фильма «Буллит».
1973 год: BMW 3.0 CSL
Вскоре после съёмок в фильме «Бриллианты навсегда» Коннери приобретает новенький BMW. 25 июля актёр получает купе в кузове E9 — и не простое, а облегчённую версию 3.0 CSL с 200-сильным мотором (кстати, CSL с правым рулём — редкость вдвойне).
Машина обошлась ему в огромные по тем временам семь тысяч фунтов (за такие деньги можно было купить почти любой суперкар). По заказу Коннери в машину установили телефон. Говорят, что на ней он отправился в Ирландию на съёмки антиутопии «Зардоз».
В 1976 году актёр продал машину. А несколько лет назад довольно «уставший» BMW вновь сменил владельца и отправился на серьёзную реставрацию.
1983 год: Never say never again: Bentley 4½ Litre
Шон Коннери после 12-летней паузы снимается в роли Джеймса Бонда — в последний раз. В «Никогда не говори никогда» вновь мелькает Bentley суперагента, совсем коротко: на этот раз — модели 4½ Litre c открытым кузовом работы ателье Gurney Nutting.
1983 год: Never say never again: Yamaha XJ650 Turbo
Ну а «боевым» средством передвижения для суперагента становится мотоцикл (кажется, впервые). На эту роль выбирают супер модный спортбайк Yamaha с турбомотором. Как и положено шпионскому байку, он снабжён ракетными ускорителями, отбойниками и ещё кучей неведомых гаджетов.
1986 год: BMW 635 CSi
Коннери повторил опыт с BMW в восьмидесятые: переехав в Испанию, он приобрёл белое купе шестой серии. На нём актёр регулярно передвигался вплоть до 1997 года, хотя наездил немного: на момент продажи пробег составлял всего 27 тысяч миль.
Более десяти лет назад какому-то счастливчику повезло приобрести машину с таким бэкграундом всего за семь с небольшим тысяч фунтов.
Уже в наше время Шона Коннери видели за рулём Bentley Arnage, Range Rover Vogue и даже Tesla Model S. «Бондиана» помогла Коннери прославиться и хорошо заработать, но вы посмотрите лучше «Имя розы». Машин, перестрелок и мартини с водкой там нет, зато лучше видно, что актёром Коннери был действительно замечательным.
Источник: motor.ru