10 автомобилей, которые так и не сошли с конвейера ЗИЛа

Завод имени Лихачёва — это один из старейших автомобильных заводов в СССР и России. К сожалению, бывший автогигант ныне закрыт. Ушла целая эпоха, а цеха, в которых некогда собирались знаменитые советские грузовики, были снесены или профилированы. Автопортал «Популярная механика» предлагает вспомнить самые интересные и редкие разработки завода.

ЗИЛ-111 «Москва» (1956)

Первый после переименования завода из ЗИС в ЗИЛ проект «членовоза», правительственного лимузина, должного сменить уже устаревший ЗИС-110. Дизайн «Москвы» разработал Валентин Ростков, в качестве шасси служил ЗИС-110. Этот редкий ЗИЛ был изготовлен в единственном экземпляре и в серию не пошёл.

ЗИЛ-111 «Москва»

Разработка ЗИЛ‑111, выпуск которой начали в ноябре 1958 года, должен был стать примером того, что СССР может не только догнать, но и перегнать Америку.

ЗИЛ Э134, «Макет №2» (1956)

Проект военного тягача. Формула 8×8 позволяла обеспечить проходимость, сравнимую с гусеничными тягачами, а резиновые шины — ездить по обычным дорогам.

Все было три образца с разными кузовами, этот, второй, был амфибией, развивавшей на плаву скорость до 6 км/ч. Эта разработка ЗИЛ существовала в единственном экземпляре.

ЗИЛ Э134, «Макет №2»

В середине 50-х годов прошлого века Специальное конструкторское бюро московского Завода им. Сталина (позже Завода им. Лихачева) занималось разработкой автомобилей сверхвысокой проходимости, пригодных для эксплуатации в армии на различных ролях.

За несколько лет были разработаны, построены и испытаны четыре опытных образца под общим названием ЗИС-Э134. Самые лучшие и эффективные наработки теперь следовало использовать в проекте ЗИЛ-134.

ЗИЛ-129Б (1958)

Проект редкого ЗИЛа — городского автобуса на шасси туристического ЗИЛ/ЗИС-127. В отличие от туристического собрата, в серию так и не пошёл.

ЗИЛ-129Б

Редкая разработка ЗИЛ — опытный образец городского автобуса большой вместимости ЗИЛ-129Б изготовлен Московским автомобильным заводом имени Лихачёва в 1958 году.

ЗИЛ-159 (1958)

Ещё одна разработка ЗИЛ — опытный автобус, который должен был заменить модель ЗИЛ-158. В серию он так и не пошёл не из-за недостатков конструкции, а из-за бюрократических проволочек. Было решено свернуть автобусное производство на ЗИЛе и передать его на ЛИАЗ.

ЗИЛ-159

Разработка ЗИЛ отличалась от предшественника увеличенной вместимостью, тремя рядами сидений в салоне (два справа, одно слева), увеличенными площадками для приёма пассажиров и задним расположением двигателя.

ЗИЛ Э169А (1964)

Первая попытка сделать бескапотник, альтернативный ЗИЛу-130 проект. Разрабатывались машины параллельно, но 130-й выиграл этот своеобразные тендер, попав в итоге в серию. Бескапотные разработки ЗИЛ не пропали впустую — впоследствии они достались «КамАЗу».

ЗИЛ Э169А

Редкий грузовик ЗИЛ должен был пополнить гамму «бескапотников», производившихся либо готовившихся к производству на таких автозаводах, как Кутаисский (КАЗ-608), Горьковский (ГАЗ-62, ГАЗ-66), Минский (семейство МАЗ-500) и Ульяновский (УАЗ-451).

ЗИЛ 3Э169А (1969)

Собственно, вот и «прото-КамАЗ». Наследником этой машины стал ЗИЛ-170, а его производство уже передали в Набережные Челны на новый советский автозавод. Который, в отличие от «родителя», существует до сих пор.

ЗИЛ 3Э169А

Предполагалось, что эта разработка ЗИЛ заменит устаревающий ЗИЛ-130. Впоследствии наработки ЗИЛ были использованы в разработке целого семейства КамАЗов.

ЗИС-132С (1964)

эта разработка ЗИЛ — попытка сделать вездеход-тягач с высокоэластичным движителем. Кабина взята от ЗИЛ-164. Машина оказалась крайне тяжёлой, трудно поддающейся управлению и и не оправдывающей себя. От дальнейшей разработки отказались.

ЗИС-132С

Основа этого редкого ЗИЛа была взята у грузовика ЗИЛ-164, кабина, все мосты и агрегаты были его. Отличались лишь колеса, те что стояли спереди были неподвижными, а управление осуществлялось с помощью задних.

ЗИЛ-135П «Дельфин» (1965)

Военно-транспортная амфибия на базе ЗИЛ-135К. Изначально этот редкий ЗИЛ планировался как самоходный понтон для наведения переправ, затем перепрофилировался в универсальное средство вроде невооружённого БМП, но в серию в итоге так и не пошел.

ЗИЛ-135П «Дельфин»

Этот редкий ЗИЛ представлял собой грузовик-амфибию. Он побил несколько мировых рекордов, был способен решать сложнейшие транспортные задачи, но в серию так и не пошел.

ЗИЛ-130Г (1970)

В чертах этой стеклопластиковой кабины узнаётся обычный ЗИЛ-130. Разработка была попыткой редизайна «классики», а в итоге прошла испытания в ходе Каракумского автопробега 1971 года (снимок как раз оттуда) и в серию не попала.

ЗИЛ-130Г

Эта разработка ЗИЛ предназначалась для перевозки длинномерных грузов и грузов с малым удельным весом. В этом плане она пришлась очень кстати при создании ряда спецмашин для обслуживания аэропортов, которым требовалась большая монтажная длина рамы или просто большой кузов (к примеру, для перевозки багажа).

ЗИЛ-4305 «Чебурашка» (1983)

Внутризаводской фургон, довольно редко выезжавший за пределы производственного комплекса. Также использовался для доставки запчастей с отдалённых филиалов завода и для перевозки спецгрузов в Кремль. Интересно, что шасси этого редкого ЗИЛа — от легкового представительского ЗИЛ-4304, а кабина — от гигантского 131-го.

ЗИЛ-4305 «Чебурашка»

Одни говорили, что этот редкий ЗИЛ создан для езды по секретным тоннелям под Москвой. Другие утверждали, что в кузове этого грузовика ездят бойцы спецподразделения, сопровождающие кортежи первых лиц страны.

Третьи намекали на то что, под личиной заниженного «сто тридцатого» прячется ходовая часть новейшего скоростного мини-броневика и в таком виде он проходит ходовые испытания.

Фото: popmech.ru

Теги
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, среднее: 2,50 из 5)
Загрузка...