Моторное масло — одна из ключевых жидкостей в автомобиле, от которой напрямую зависит ресурс двигателя и комфорт эксплуатации. На форумах и в разговорах автолюбителей нередко можно услышать утверждение, что регулярный долив свежего масла способен отсрочить или даже полностью исключить необходимость его замены. Действительно ли достаточно просто «докупить» литр-другой масла — и мотор будет работать как новый?
1. Химия «убегающего» масла
Любое моторное масло — это сложная смесь базовых масел и присадок. Базовое масло выполняет функции смазки и отвода тепла, а присадки обеспечивают антикоррозионную, антипенный и диспергирующий эффекты.
В процессе работы двигателя масло подвергается термическому и механическому старению: при высоких температурах часть присадок разрушается, базовая основа окисляется, образуются высокомолекулярные смазочные шлаки и отложения. Накопление продуктов окисления меняет вязкостно-температурные характеристики масла, ухудшая защитные свойства покрытия деталей.
2. Доливка vs замена
Долив свежего масла действительно способен частично компенсировать потерю объема — снизить риск масляного голодания при утечках или «испарениях». Однако сама по себе он не решает проблему деградации рабочей жидкости: окисленные компоненты и продукты износа остаются в системе и продолжают нарушать работу двигателя.
Чем дольше масло «работает», тем больше в нем продуктов сгорания топлива, продуктов износа металлических поверхностей и влаги. Все они ускоряют абразивный износ, способствуют появлению микротрещин в поршнях и вкладышах.
3. Фильтрация и ее пределы
Масляный фильтр эффективно улавливает твердые частицы, но не способен устранить отработавшие присадки и окислы. Более того, загрязненный фильтр в какой-то момент начинает «пропускать» частицы назад в масляный контур либо создает избыточное перепадное давление, что приводит к минимизации объема циркулирующего масла.
Разумеется, замена фильтра вместе с частичной доливкой свежего масла улучшает ситуацию, но принципиального обновления состава масляной смеси не происходит — лишь частичная «разбавка» старого масла.
4. Рекомендации производителей
Автопроизводители указывают в сервисной книжке интервалы замены масла исходя из оптимального баланса чистоты масла и защищенности двигателя.
Для современных бензиновых и дизельных двигателей с наддувом этот интервал может составлять от 10 000 до 30 000 км пробега (или от 12 до 24 месяцев) в зависимости от условий эксплуатации и требований классификации API и ACEA.
Накопление загрязнений и деградация присадок при этом ограничиваются заданными производителем пределами, гарантирующими сохранение эксплуатационных характеристик.
5. Последствия «вечного масла»
Попытки сохранить масло «до последнего» приводят к накоплению оксидов, которые оседают во впускных каналах, задирах поршневых колец и на деталях турбины в двигателях с турбонаддувом.
Это снижает эффективность охлаждения, повышает трение и может стать причиной закоксовки масляных каналов. В конечном счете, вместо небольшой экономии на частоте обслуживания вы получаете дорогостоящий ремонт двигателя.
Вывод
Доливка моторного масла — лишь временная мера, призванная поддержать объем рабочей жидкости и минимизировать риски масляного голодания. Она не может заменить регулярную замену масла и фильтра, поскольку не устраняет химические продукты старения и загрязнения.
Своевременный сервис по регламенту производителя и контроль состояния масла при помощи анализа остаются единственно верными способами сохранить двигатель в здоровом состоянии на протяжении всего срока службы.
Источник: Авто. mail
Изображение qwen.ai

