За что будут штрафовать водителей в 2021-м году

Эксперты автопортала Autonews рассказали про самые необычные виды нарушений ПДД, за которые в 2021 году будут прилетать «письма счастья» и способы фиксации таких проступков.

Превышение средней скорости

Многие автомобилисты до сих пор удивляются, когда получают постановления с камер, в которых указано превышение средней скорости на определенном участке. Фиксация происходит, когда водитель, завидев ограничительный знак и дорожную камеру, резко оттормаживается до приемлемой скорости, а после — снова разгоняется.

И так до следующих ограничений. Однако, если проехать такой отрезок слишком быстро, придет штраф. Размер наказания такой же, как и при «мгновенным» превышении — например, 500 рублей — за +20-40 км/час и т.д.

Камер с таким функционалом на дорогах становится все больше — лидером по их количеству считается Татарстан, где таким способом контролируют более 950 км автомагистралей. В Московской области летом 2020 года работало 68 участков контроля средней скорости общей протяженностью 254 км.

При этом пока понятия превышения средней скорости не прописано в КоАП и на этом основании у водителей нередко получается оспорить полученные штрафы в судах.

Но скоро спорный момент законодатели могут исправить — внести соответствующие изменения в новый КоАП предложили в Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» и в Минюсте уже рассматривают такую возможность.

Непристегнутые ремни безопасности

Штраф за непристегнутый ремень безопасности составляет 1000 рублей — пристегиваться в автомобиле согласно ПДД обязаны и водители, и пассажиры. Тем не менее, многие это требование игнорируют.

Как сообщили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), чаще всего так поступают таксисты. Чтобы повысить культуру использования ремней, в Москве запустили автоматическую систему фиксации такого нарушения.

Нейросети обучили на тысячах примеров изображений, где водители едут без ремней через плечо — такие материалы уходят на обработку в ЦОДД, а затем данные уходят в ГИБДД, где и оформляют постановления.

Пока регионы не рассказывают о желании ввести подобную практику и у себя. Дело в том, что такой функционал стоит дороже, а столь высокий поток транспорта для обеспечения собираемости штрафов может обеспечить только столица.

«Не имеет смысла ставить такую камеру там, где за день она зафиксирует 2-3 нарушения, а такого потока, как на МКАД, в других городах России просто нет», — рассказали производители дорожных комплексов.

Разговоры по телефону во время движения

За использование мобильного телефона без системы hands-free штрафуют на 1500 рублей. Когда камеры в Москве начали собирать в автоматическом режиме материалы на любителей посидеть в телефоне за рулем, нововведение получило мощную поддержку автомобильного сообщества.

Водители сами назвали «залипающих» в соцсетях и мессенджерах большой проблемой на дороге. Тем не менее много вопросов вызвала точность таких фиксаций — ведь камера может спутать телефон с другим компактным прибором черного цвета.

Однако, как заверили в ЦОДД, нейросеть научилась определять телефон в руке даже лучше, чем глаз человека. Остальное дело за оператором, который должен обработать полученную информацию.

В ЦОДД не ответили прямо, может ли само наличие телефона в руках быть достаточным для оформления штрафа, отправив с этим вопросом в ГИБДД. К примеру, что будет, если просто наговаривать сообщение голосом или смотреть в экран.

Эксперимент показал: если просто держать телефон перед собой и не прислонять его к уху, в ЦОДД за такое все-таки не наказывает. Скорее всего, это лишь временная поблажка.

Отсутствие полисов ОСАГО

На протяжении последнего года в Российском союзе автостраховщиков (РСА) заявляли, что готовы к запуску проверок наличия полисов ОСАГО через дорожные камеры по всей стране.

В организации рассказывали, что подобные тесты уже проводили в Москве совместно с МВД и ЦОДД: собственникам автомобилей без полисов рассылали уведомления о нарушении с предложением оформить страховку.

После тестирования наказывать штрафом в 800 рублей планировалось раз в сутки. Однако, до сих пор у специалистов не получается объединить базу данных РСА с информацией о застрахованных автомобилистах с информационной базой ГИБДД.

Отсутствие талона техосмотра

В марте 2021 года заработают новые правила прохождения обязательного техосмотра. Чтобы получить талон о прохождении ТО и тем самым обеспечить возможность застраховать свой автомобиль, нужно будет не только приехать на сервис, но и пройти процедуру фотографирования автомобиля.

Одновременно должны заработать поправки в КоАП, вводящие штраф за управление автомобилем, не прошедшим технический осмотр. Нарушения планируется начать фиксировать с помощью дорожных камер, сверяя госномера с базой данных, но не чаще одного раза в сутки. Сумма штрафа установлена на отметке 2 тыс. рублей.

На пути запуска нововведения стоит схожая проблема, как и с фиксацией отсутствия полисов ОСАГО — необходимо минимизировать ошибки при сверке данных, но с учетом намерения властей искоренить «серый техосмотр» без физического присутствия автомобилей на станциях ТО, запуск автоматической фиксации наверняка будет в числе приоритетных тем 2021 года.

Неоплаченный проезд по платным трассам

Камеры теперь будут штрафовать и за неоплату проезда по платным трассам. Планируется синхронизовать запуск платной трассы ЦКАД и появление новых штрафов, которые как раз и позволят администрировать наказание для нарушителей. Штраф за неоплату проезда на легковом автомобиле составит 1,5 тыс. руб., а на грузовом транспорте — 5 тыс. руб.

Новую систему взимания штрафа протестируют сначала на ЦКАД. Так, если водитель намеренно не оплатит проезд или у него случайно не сработает транспондер, такой нарушитель сначала получит извещение от ГК «Автодор» с суммой долга. Оплатить его можно будет в течение двух месяцев. И только потом нарушителя ждет административный штраф.

Непропуск пешехода

Штраф за непропуск пешеходов — входит в топ-10 самых распространенных среди автомобилистов в Москве и в России в целом. Штрафы с камер приходят по 1500 руб., оплатить их можно со скидкой 50%.

И можно предположить, что такого контроля, который требует от водителей не забывать притормаживать перед пешеходными переходами, будет только больше.

Так, сейчас перед ГИБДД стоит задача по снижению аварийности и смертности на дорогах, а гибнущие пешеходы под колесами автомобилей остаются серьезной проблемой.

Фото: auto.ru, vk.com, pexels.com