Согласитесь, не так уж много людей в реальности за рулем «укладывали стрелку» за 200 км/ч? Спортсменов же такой скоростью не удивишь. Вот 300 – уже серьезнее. Да, есть гоночные автомобили – «формулы» и «прототипы», которым и этот рубеж по плечу. Но не только они. Штурмуют такие рубежи и российские пилоты. Впрочем, возможно и это никого не потрясет? Хорошо, тогда добавим, что дело происходит… на голом, зеркальном льду.
Казалось бы, фраза об уникальности озера Байкал затерта до невероятности. Можно услышать об уникальных запасах пресной воды, уникальной чистоте, уникальной энергетике, уникальных туристических красотах… И всё это будет правдой.
Неповторимые природные особенности этого огромного озера весьма разнообразны. Поэтому зайдем немного с другой стороны. Хотя, признаться сразу – потом всё равно вернемся «на исходные позиции».
Итак, таких мест в мире два. И оба они – озера. Но разница между ними огромна. Воды Байкала на пять месяцев в году скованы льдом. А воды Бонневиля… отступили много тысяч лет назад, оставив только соляную равнину. Что же общего у таких не похожих друг на друга природных объектов?
Объединяет их то, что Бонневиль и Байкал – единственные места на Земле, где проходят соревнования на установление рекордов скорости. Многокилометровые просторы плоских равнин – соляной или ледовой – позволяют создавать безопасные трассы необходимой протяженности.
История установления рекордов в Бонневиле перевалила за столетнюю отметку, она началась в 1914 году. Байкальская история значительно короче – ее первый десятилетний юбилей как раз и будет отмечен в 2022 году.
Зато и «резерв» рекордов, которые здесь можно еще установить, пожалуй, даже больше. Ведь (вот мы и вернулись на те самые «исходные позиции») для зимних рекордных заездов Байкал – «полигон» уникальный, больше подобных соревнований в мире не проводится. Разовые заезды – да, устраивают порой. Но так чтобы полноценные, масштабные соревнования.
«Идеологом» и организатором «Дней скорости на льду Байкала» всё это десятилетие выступает компания LAV-racing известного автожурналиста, автогонщика и автопутешественника Андрея Леонтьева.
Байкальские «Дни скорости», проходящие в период самого надежного льда («ледовым периодом» на Байкале считаются пять месяцев с января по май) – вполне официальное соревнование. Оно проходит в соответствии со специальными регламентами и Российской Автомобильной Федерации (РАФ), и Международной (FIA).
Участвующие пилоты имеют гоночные лицензии, а автомобили проходят строгую техническую инспекцию. В принципе, «глобально» техника делится на 2 категории – специально подготовленная (группа «А») и серийная без спецподготовки (группа «В»).
Но есть еще и множество различных классов этой самой техники – от крошечных картов до огромных грузовиков. И несколько различных дисциплин: рекорды на дистанции 1 км с места и с хода, попытки достижения максимальной скорости, наименьший тормозной путь.
Плюс добавляется еще возможность установить не «спортивный» результат, а достижение для национальной или международной книги рекордов. В итоге «поле действия» открывается широчайшее.
Лед – стихия коварная. Чтобы подготовить соответствующую всем требованиям трассу, проводится огромная работа. Прямой отрезок для рекордных заездов имеет впечатляющую длину – больше 13 000 метров.
Ведь, помимо «мерного километра» автомобиль нужно разогнать, а потом – остановить. А со скорости около 300 км/ч (именно вокруг этого весьма символичного рубежа идет борьба в последние два года) только на остановку на льду может потребоваться более 2 километров! Кстати, на разгон до 300 уходит около 5 км.
Причем никаких тормозных парашютов (как в дрэг-рейсинге), даже у самых подготовленных автомобилей, использовать на льду нельзя. Именно что из-за парусности. Неожиданный порыв ветра может «сдернуть» автомобиль, а это – серьезнейшая авария.
Так что надежда только на шины. Во многом, ледовые рекордные заезды – именно их бенефис. В последние годы официальным шинным партнером «Дней скорости» выступает Continental, предоставляя две весьма подходящие модели – IceContact 2 и IceContact 3 – для легковых автомобилей и кроссоверов.
Эти шины отличаются друг от друга («второй» IceContact ассиметричный с функционально разделённым рисунком протектора Divided Tread, «третий» — симметричный направленный, с двойным типом ошиповки), так что выбор в зависимости от конкретного автомобиля и от погоды у гонщиков есть. Впрочем, для одного из рекордов использовался и третий тип шин – Continental Scandinavia, но об этом чуть позже.
IceContact 2
«Зеркальный байкальский лед» — конечно, красивая фраза. И да, этот лед действительно бывает очень красив. Но подготовка трассы – это не только «разгрести снег». На протяжении всех 13 километров организаторы добиваются именно что идеальной гладкости.
Всяческие наросты и неровности срезаются, а трещины и углубления – заливаются. Причем не только на самой дорожке для рекордов, но и далеко по бокам от нее – ведь автомобиль может потерять управление и вылететь. Даже небольшого «ребрышка» на такой скорости может оказаться достаточно для опрокидывания.
На «мерном отрезке» устанавливается электронная (и тоже сертифицированная по международным требованиям) система хронометража. Причем «стартовый» и «финишный» комплексы симметричны, ведь регламент подразумевает, что участник должен преодолеть дистанцию дважды.
Сначала в одну сторону, затем, в течение часа (чтобы не сильно поменялись погодные условия) – в другую. Так компенсируется возможное влияние ветра. Ну а уж влияние «скользкости» льда – тут вопросы только к погоде. И пусть вас не смущает упоминание «скользкости льда», как раз именно это — основное препятствие для установления рекорда.
Несмотря на всё это, рубеж 300 км/ч на дистанции 1 км с хода удалось одолеть, это сделал восьмикратный рекордсмен России Максим Леонов за рулем 575-сильного серийного Jaguar F-type R на шинах Continental IceContact 3, показав 302,6 км/ч.
Чуть медленнее, но тоже перевалив за заветную отметку, проехал дистанцию Андрей Леонтьев (в его активе 18 рекордов России за всю историю) на Lamborghini Urus. Но это были тренировочные заезды. А максимальная скорость при официальных замерах чуть-чуть не дотянула до «трехсот» — 299 км/ч и 298 км/с соответственно.
Почувствуйте разницу в «скользкости льда»! Тем не менее, Максим Леонов — самый быстрый человек в мире на льду на серийном, без каких либо изменений, автомобиле в своём классе.
В 2021 году организаторы провели даже еще больший объем работ, подготовив и вторую трассу – кольцевую. Длина подобного «кольца» обычно составляет 8-12 км (раньше такие трассы строили для заездов на 1000 км), а повороты выполняются максимально пологими – это заезды на общую скорость, а не на умение пилотов проходить крутые виражи.
На такой трассе и состоялся первый в истории 24-часовой заезд на скорость на льду. Причем в этой своеобразной «гонке на выносливость» участвовало сразу три автомобиля Porsche Macan и девять пилотов. Согласно регламенту, каждые 9 кругов они менялись, чтобы каждый провел за рулем каждого из трех 252-сильных кроссоверов одинаковое время.
И за сутки каждый из этих 9 участников проехал около 2 500 км! С учетом остановок на дозаправки и смены водителей, средняя скорость превысила 103 км/ч. Кстати, и здесь хорошую службу сослужила резина IceContact 3 с ее «двойной ошиповкой».
На максимальную эффективность разгона и торможения у этих шин работает один тип шипов, у которых грани плоской твердосплавной вставки всегда находятся поперёк направления движения для сцепления в продольном направлении. А в виражах помогает второй тип шипов, в плечевой зоне протектора, у них твердосплавная вставка находится под углами +10о и -10о соответственно.
IceContact 3
Помните, мы упомянули третий тип шин – Continental Scandinavia? Возможно, читатели «в теме» успели удивиться, ведь это грузовые шины. Да-да, ошибки нет. Еще одна серия рекордов была установлена на… восьмитонном 500-сильном тягаче Ford F-max с отключенным ограничителем скорости.
Причем пилотировала его женщина – опытнейшая раллистка, тренер и инструктор Илона Накутис. В Книгу Рекордов России занесено достижение по максимальной скорости на льду – 134 км/ч. При этом средняя скорость на километровой дистанции с хода составила 130,699 км/ч, а с места – 48,6.
Но едва ли не больше всего впечатлил результат экспериментальных заездов на длину тормозного пути на льду. Со скорости 80 км/ч Илоне понадобилось в лучшей попытке всего 169 метров. Еще раз вдумайтесь: 8 тонн, 80 км/ч, голый лед…169 метров. Пожалуй, в этой дисциплине роль шин – одна из важнейших.
В 2021 году на старт на ледовой трассе выходили и картингисты. И тоже смогли установить три рекорда в своих классах А2-1 и А2-2 на километровой дистанции – на карте Rotax (125 куб. см) и Cart Formula (270 куб. см). Авторами достижений стали Маруся Леонтьева (Rotax, 109,188 км/ч с хода) и Стас Лыжин (Rotax, 83,843 км/ч с места, и Cart Formula, 82,438 км/ч с хода).
Сейчас уже вовсю разворачивается подготовка к «Дням скорости на Байкале» 2022 года. Естественно, в ближайших планах организаторов – не только официально преодолеть рубеж в 300 км/ч, но и «закрепиться» за ним.
Для этого будет привлекаться более мощная техника, хотя разнообразие классов будет соблюдаться. А там уже недалеко останется и до абсолютного рекорда мира по скорости в заездах на льду – 331 км/ч, так что прицел – на него.
Официальные рекорды, поставленные в ходе «Дней скорости на Байкале – 2021»:
- Средняя скорость на дистанции 1 км с хода – 274,977 км/ч (А. Леонтьев, Lamborghini Urus, класс В1-13)
- Средняя скорость на дистанции 1 км с места – 114 км/ч (А. Леонтьев, Lamborghini Urus, класс В1-13)
- Максимальная скорость для SUV на льду – 298 км/ч (А. Леонтьев, Lamborghini Urus, класс В1-13)
- Средняя скорость на дистанции 1 км с хода – 271,268 км/ч (М. Леонов, Jaguar F-type R, класс В1-15).
- Максимальная скорость для легкового автомобиля на льду – 299 км/ч (М. Леонов, Jaguar F-type R, класс В1-15).
- Средняя скорость на дистанции 1 км с хода – 254,632 км/ч (А. Лобачев, Porsche 911 Turbo S Level Performance, класс А1-9)
- Средняя скорость на дистанции 1 км с места – 109,243 км/ч (А. Лобачев, Porsche 911 Turbo S Level Performance, класс А1-9)
- Средняя скорость на дистанции 1 км с хода – 253,307 км/ч (А. Павлин, Audi Q7, класс A1-8)
- Максимальная скорость грузовика на льду – 134 км/ч (И. Накутис, Ford F-max, класс ВIII-18)
- Средняя скорость грузовика на дистанции 1 км с хода – 130,699 км/ч (И. Накутис, Ford F-max, класс ВIII-18)
- Средняя скорость грузовика на дистанции с места – 48,6 км/ч (И. Накутис, Ford F-max, класс ВIII-18)
- Наименьшая длина тормозного пути грузовика на льду с 80 км/ч – 169 м (И. Накутис, Ford F-max, класс ВIII-18)
- Гонка 24 часа. Средняя скорость >103 км/ч – (И. Кашин, В. Ларионов, М. Леонов, А. Леонтьев, М. Мельникова, И. Накутис, А. Пономарев, М. Парнев, В. Сивер. Porsche Macan)
Источник: popmech.ru