Одна из старейших европейских автомобилестроительных компаний была основана в 1895 году и носила тогда название Laurin & Klement. С тех пор Škoda пережила много сложных периодов, но с честью выстояла и по-прежнему является крупным игроком на автомобильном рынке. А мы заглянем в прошлое и посмотрим на 10 самых необычных «Шкод» в истории.
Škoda PA-I (1923). Интересно, что сам по себе бренд Škoda появился ещё в 1859 году, а производить автомобили начал после поглощения компании Laurin & Klement в 1925 году. Но ещё до того Škoda производила оружие и в том числе пыталась строить бронеавтомобили.
PA-I был уже второй — и тоже неудачной — попыткой компании заполучить армейский контракт — построенный в двух экземплярах PA-I не прошёл приёмную комиссию. Тем не менее, оба прототипа эксплуатировались среди других бронеавтомобилей вплоть до 1939 года (а малой серией был выпущен его наследник PA-II).
![Škoda PA-I (1923)](https://images11.popmeh.ru/upload/custom/45b/45bd3d890e02fae6e5f710e006716f81.jpeg)
Škoda 935 (1935). Знаменитый «аэродинамический» прототип компании, созданный в поисках новых форм, традиционная попытка угадать, как будет выглядеть «автомобиль будущего».
Автомобиль был показан на Пражском автосалоне 1935 года и с тех пор «кочевал» по частным коллекциям, пока в 2012 году не был выкуплен музеем компании. В 2015-м после полной реставрации 935-я модель была впервые за 80 лет показана публике.
![Škoda 935 (1935)](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/c6b/c6b4b9484fb8774b4e2a9d5fd7f8c6bd_fitted_800x3000.jpeg)
Škoda Š 532 (1938). Невероятный успех обтекаемой модели Tatra 77 заставил инженеров Škoda спешно разрабатывать модели «в тренде». Вслед за легковой Škoda 935 последовал космического вида трёхосный автобус Š 532. Он мог перевозить 35 пассажиров, а водитель располагался ровно по центру кабины, что на тот момент было необычным решением.
![Škoda Š 532 (1938)](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/976/97629e3602a80cd51ae7730ae4f835e5_fitted_800x3000.jpeg)
Škoda 440 Karosa (1956). Единственный прототип-кабриолет, построенный на базе серийного Škoda 440 в 1956 году, но оказавшийся слишком дорогим в производстве.
Машина имела плексигласовый кузов, и с 1956 по 1960 год автомобиль использовался в качестве личного директором студии Karosa. Сменив ещё несколько владельцев, машина была отреставрирована и чудом дошла до наших дней.
![](https://auto.sevastopol.su/wp-content/uploads/2020/10/2020-10-25-12.19.48-www.popmech.ru-3cf65e406d04-1024x666.jpg)
Škoda 720 (1971). Прототип 720 разрабатывался с 1967 по 1972 год, и за это время было разработано несколько концепт-каров — но в серию машина так и не попала. Всего было построено 12 прототипов, в том числе знаменитым ателье Italdesign, а не только силами дизайнеров Škoda. На снимке — версия W 720 AD-3 от Джорджетто Джуджаро.
![Škoda 720 (1971)](https://images11.popmeh.ru/upload/custom/b36/b36d96861757bc0e758204bdcdfb1404.jpeg)
Škoda Type 781 (1981). Знаменитая модель Škoda Favorit поступила в продажу в 1987 году, но первый её прототип под маркировкой 781 появился в 1981-м.
Видимо, не так и плохо, что «Фаворит» пережил несколько стадий редизайна — первый прототип был действительно очень страшненький, а вот итоговая серийная версия стала одним из самых популярных европейских автомобилей.
![Škoda Type 781 (1981)](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/196/19688f400b330b87c535c6c8240fb4f2_fitted_800x3000.jpeg)
Škoda Tremp (1989). Попытка построить спортивный пикап на основе типового хэтчбека Škoda Favorit. Сегодня машина находится в музее компании — в серию она, естественно, не попала.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/085/085119d1e811c0287828a458c65bdded_fitted_800x3000.jpeg)
Škoda Felicia Fun (1992). В 1992 году инженеры Škoda предприняли вторую попытку построить рекреационный пикап — теперь уже на базе Felicia, но в 1990-е в Восточной Европе было не до развлечений.
![Škoda Felicia Fun (1992)](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/def/def11e56d023647899c705db5eaae6c3_fitted_800x3000.jpeg)
Škoda Enve (2004). Работа двух молодых дизайнеров — Петра Новака и Онджея Вацлавика, построенная на базе серийной Skoda Superb в качестве предложения по новому поколению модели. Буквы NV в названии означают New Vision (новое видение).
![Škoda Enve (2004)](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/c9c/c9c8817ab1801b5bbefcf26f98bd5024_fitted_800x3000.jpeg)
Škoda VisionC (2014). Яркий концепт-кар, представленный на Женевском автосалоне. Машина была призвана продемонстрировать направление развития дизайна компании в последующие годы.
![Škoda VisionC (2014)](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/8b7/8b729adf52494b0d11829e1068f41ace_fitted_800x3000.jpeg)
Фото: Skoda